Опубликовано: Российский Армяно-Грузинский альянс. 01.09.2014.
Михаил Чернов
Специально для “RGA-Alliance.com”
Во вторник 26 августа исполнилось шесть лет со дня признания Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия (РЮО) и Республики Абхазия (РА). Политическое признание закрепило итоги августовской войны и внесло коррективы в военные и стратегические расклады в регионе. У РФ на законных основаниях появились новые военные базы в Закавказье – в РЮО и РА.
Однако ситуация в области безопасности на Большом Кавказе и Ближнем Востоке стремительно ухудшается, реанимируются старые и возникают новые угрозы для России и ее евразийских союзников. Поэтому нынешний «временный» региональный расклад, сформировавшийся по итогам августа 2008 года, будет пересмотрен с возможными изменениями границ внутри региона.
Кратко обозначим текущие вызовы и угрозы для России и ЕЭС на кавказском направлении. В разгар гражданской войны на Украине и в Новороссии едва не началась новая армяно-азербайджанская война за Нагорный Карабах. В случае вступления Армении в войну – неизбежно втягивание России в противостояние. Наращивается военный потенциал государств Каспийского бассейна. В Ираке и Сирии возникло агрессивное «Исламское государство», в котором проходит очередную обкатку исламистский интернационал. Вплотную к формированию собственного большого государства подошел Курдистан. Возникновение большого курдского государства приведет к тектоническим сдвигам на Большом Кавказе и на Ближнем Востоке. Параллельно началась военная активность и на региональном уровне. В августе состоялась трехсторонняя встреча министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, официальный Тбилиси закладывает новые военные объекты в населенном армянами Джавакхе.
Что это означает для России, учитывая как вышеназванные факторы, так и предстоящее присоединение Армении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
1. Необходимо усиление оперативных возможностей российской военной базы в Гюмри (Армения), в том числе учитывая региональные военные риски. Для обеспечения функционирования и расширения базы необходимо налаживание подконтрольного ВС РФ сухопутного канала снабжения базы. Оптимальный маршрут снабжения проходит через Транскавказскую автомобильную магистраль (ТРАНСКАМ). ТРАНСКАМ соединяет Алагир в Северной Осетии с городом Гори в составе нынешней Республики Грузия. Трасса проходит через Южную Осетию. Из Гори оптимальный «западный» путь в Гюмри проходит через армянонаселенные районы Грузии. И никакая тренировочная база там на основе одного из бывших советских объектов не остановит Россию, когда она столкнется с прямой военной необходимостью обеспечить сухопутную связь с Арменией. Отказ от сотрудничества с РФ по предоставлению необходимых транспортных коммуникаций, будет означать для Республики Грузия запуск «украинского сценария» и распада без того на ладан дышащей государственности.
2. Выходят на новый уровень стратегические отношения России и Ирана. Объем товарооборота растет, а вместе с ним и необходимость в надежном функционировании под российским контролем транспортных коммуникаций. Транспортная связность необходима и для ускоренной и выгодной для Республики Армения интеграции в евразийские структуры, развития железнодорожной, горнорудной, атомной и гидроэнергетической отраслей. Основной транспортный коридор, который обеспечит связность России и Армении, России и Ирана также связан с маршрутом Транскавказской магистрали. Тегеран выбрал основным городом своего присутствия на Кавказе североосетинский Владикавказ, удобная точка входа с точки зрения географии, логистики и элементов общей культуры. Возможное открытие абхазского транзита важно для Армении, однако это направление в силу политических моментов, географии и невозможности ремонта инфраструктур без ущерба для абхазской курортной отрасли никогда не станет стратегическим.
В результате, к 2015 году складывается необходимость в коренном переустройстве Закавказья в интересах России и всех проживающих в регионе народов, вовлечение грузинских территорий в процесс евразийской интеграции, обеспечение безопасности России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Грузии, Южной Осетии от внешних вызовов и угроз, формировании единого экономического пространства.