E-Mail: unitedossetia@gmail.com

 

  • «ДЕКЛАРАЦИЯ Международного общественного движения «Единая Осетия»
  • «Леонид Тибилов: осетинский народ должен быть объединен»
  • «Распад государства и Кавказ, Каспий и Средняя Азия связаны войной»
  • Гуманитарный фонд "Кавказ - новые горизонты"

    Гуманитарный фонд “Кавказ – новые горизонты”

    Сериков Антон Владимирович

    кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением «Регионоведение» ИППК ЮФУ.

    Сошественский Виталий Юрьевич

    кандидат педагогических наук, эксперт гуманитарного фонда «Кавказ – новые горизонты»

     

    «Черкесскому вопросу» как поводу для информационных атак на Российскую Федерацию, в частности, для создания угроз срыва Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи посвящено много, в основном публицистической, литературы. Наиболее обстоятельной, представляется монография В.Н. Рябцева и новейшая статья Э.А. Попова и С.А. Михайлова[1]. Фактологическая часть этих и других работ практически идентична, аналитика различается акцентами, что позволяет положить их в основу данной статьи.

    Варварское нападение в августе 2008 г. Грузии на Южную Осетию, и последовавший за ним разгром грузинских интервентов стали отправной точкой формирования новой стратегии М. Саакашвили. Ее идеологической платформой является последовательная и не имеющая внутренних ограничителей антироссийскость, направленная, в том числе и на уничтожение любых символов общей многовековой русско-грузинской истории. Таким событием стало, например, разрушение Мемориала воинам-грузинам, погибшим в Великую Отечественную войну, в Кутаиси.

    Основной внешнеполитический вектор и внешнеполитические интересы новой политики Саакашвили направлены на Северный Кавказ. Здесь развёрнута и ведётся интенсивная антироссийская политико-психологическая пропаганда. Главные задачи новой стратегии грузинского руководства на данном направлении заключаются в том, чтобы сформировать общественное мнение в Северо-Кавказском регионе в антироссийском духе, работая с различными протестными группами, и постепенно внушить российским гражданам представления о существовании некой единой кавказской идентичности, противопоставляя ее российской. Результатом этой деятельности должно стать укоренение в общественном сознании народов этого региона идеи о необходимости формирования общекавказской федерации с центром в Тбилиси.

    Высказывания подобного рода нередко исходят от определенной части

    грузинских интеллектуалов, вспоминающих времена могущества Грузинского царства. Кроме этого, все чаще мечты о Великой Грузии облекаются в форму достаточно чётких деклараций отдельных политиков. Так председатель Комиссии по связям с соотечественниками, живущими за границей, Н. Циклаури в своих многочисленных выступлениях рисует образ кавказской цивилизации, центром которой является Грузия, а главным врагом – «неоимперская Россия». «В начале 90-х гг. Грузия, у которой был 200-летний перерыв в её существовании как самостоятельного государства с неразвитыми институциональными механизмами, мало что могла сделать для сплочения Кавказа и выдвижения проекта, альтернативного тому, который неизменно навязывала Кавказу Россия» [2]. Главная идея таких высказываний – противостоять проведению Олимпиады в Сочи 2014 г. и использовать в политических целях «черкесский вопрос». Все это осуществляется в рамках информационно-пропагандистской кампании, направленной на ослабление российского влияния в регионе. Итогом такой политики должна стать реализация геополитического проекта Большого Кавказа при доминирующей роли Грузии.

    Грузия играет весьма важную роль в реализации американских интересов (как и царизм в XIX в. США совершают ошибку, явно преувеличивают реальный авторитет и потенциал Грузии на Кавказе). В этом контексте существенное значение приобретает и грузинская пропагандистская кампания против Олимпийских игр в Сочи.

    В современном мире олимпиады являются крупными политическими событиями, поскольку используются для повышения авторитета и политического влияния принимающей стороны. Реализуя антироссийскую политику на Кавказе, режим М.Саакашвили всячески старается дискредитировать как будущую Олимпиаду, так и всю политику России в Северокавказском регионе. При этом деятельность, направленная против проведения Олимпийских игр со стороны грузинского руководства не ограничивается дипломатическими и пропагандистскими акциями (в начале апреля 2011 г. было совершено нападение экстремистов, контролируемых режимом Саакашвили, на российских пограничников в Абхазии).

    Информационной составляющей грузинской политики на этом направлении следует считать и специально организованный Тбилиси «Первый информационный кавказский» телеканал для русскоязычной аудитории (под такой аудиторией понимаются в первую очередь жители республик СКФО РФ). Этот – телевизионный канал заработал в январе 2011 г., для его поддержки в сети Интернет был разработан информационный портал: http://pik.tv/ru.

    Информационные каналы стали для режима М. Саакашвили главными проводниками пропагандистской информации и реализации его новой политики на Кавказе. В своих программах телевизионный канал упорно пытается создать видимость существования общекавказской солидарности в борьбе против «империалистической» России (проект «Единый Кавказ»), а исламских террористов и бандитов преподносит как «кавказских ополченцев». Кроме того, в течение 2011 г. на телеканале появлялось всё больше материалов, дискредитирующих подготовку и проведение Олимпиады-2014. В целом складывающаяся ситуация вызывает некоторое опасение.

    Прогрессирующее ухудшение социально-экономического положения в Грузии и резкий рост внутриполитической напряжённости повышают шансы на осуществление военно-политической авантюры, цель которой будет перевести накапливающееся «снежным комом» общественное недовольство за пределы страны. На роль объекта агрессии, т.е. «внешнего врага» вновь предлагается Россия.

    Один из основных элементов северокавказской стратегии режима Саакашвили, взятой им на вооружение, занимает освещение событий Кавказской войны (1817–1864 гг.). В последнее время пристальное внимание уделяется «черкесскому вопросу», связанному с одной из трагических страниц Кавказской войны – с вооружённым противостоянием адыгских (черкесских) народностей и русских войск, а также с последующим масштабным переселением значительного числа адыгов и других народов Северного Кавказа в Османскую империю (мухаджирство) [3].

    О начале новой политики Грузии в отношении Северного Кавказа М.Саакашвили объявил перед Генеральной Ассамблеей ООН 23 сентября 2010 г. Он заявил, что «с точки зрения человеческого и культурного пространства не существует Северного и Южного Кавказа, но есть один Кавказ, который входит в Европу и однажды присоединится к европейской семье свободных наций, следуя по грузинскому пути» [4].

    Общая мысль, которую высказывает сам Саакашвили и ангажированные политологи и «кавказоведы», заключается в том, что российский Северный Кавказ должен отделиться от России, затем «единый Кавказ», возглавляемый Грузией, нацеливается на интеграцию с Европой. Становится очевидным, что таким образом было объявлено о начале весьма масштабной, по грузинским меркам, информационной и политической кампании в отношении Северного Кавказа. Очевидно, что в этой теме зарубежных специалистов привлекают, прежде всего, прямые претензии черкесских националистов именно к Олимпиаде.

    Конечно, на Северном Кавказе есть и другие силы, замешанные на религиозном экстремизме, открыто выступающие против России. Их позиции гораздо более радикальны, чем позиции черкесских националистов. Однако эти исламистские структуры ведут на Кавказе борьбу не только против России, но и против всего христианского мира, а потому поддерживать их – значит слишком уж явно компрометировать самих себя.

    Что же касается черкесских радикалов, то они, с точки зрения западных пропагандистов, представляют собой вполне «легитимные» персонажи, пригодные для использования в целях усиления влияния на общественное мнение. Их требования не носят религиозного характера, они не призывают к

    вооружённой борьбе, а некоторые из них охотно идут на прямое сотрудничество с американскими и грузинскими структурами (несмотря на сохраняющееся скептическое отношение основной массы черкесов к Грузии).

    Несмотря на всю деструктивную активность нынешних тбилисских руководителей, Грузия слишком тесно связана с Россией духовными, родственными и экономическими узами, чтобы даже такой политик, как М.Саакашвили, мог полностью их игнорировать. Тем более что историческая память Грузии далека от фантазий грузинских политтехнологов, а набеги горцев на грузин с целью продажи их в рабство в Османскую империю – одна из болезненных травм уже грузинских субэтносов.

    В настоящее время с различной долей вероятности могут быть реализованы три базовых сценария развития событий.

    1. Негативный сценарий. В контексте силового переструктурирования США совместно с НАТО «Большого Востока» и подчинения себе основных углеводородных ресурсов будет создана реальная угроза безопасности России и Китаю. В частности может обостриться проблема реимиграции потомков мухаджиров в Россию. Продолжение углубления социально-политического кризиса в России и нарастание отчужденности власти от народа создадут условия для обострения межнациональных проблем, включая реальные и виртуальные аспекты черкесского вопроса. Использование черкесского вопроса для срыва Олимпиады и активизации деятельности сепаратистских и террористических организаций. Дестабилизация ситуации в СКФО и всей Российской Федерации.

    Вероятность незначительна т.к. должны совпасть все векторы негативного развития событий. Но его необходимо учитывать, чего нет, кстати, при определении стратегии развития СКФО.

    2. Оптимистичный сценарий. Правящая элита в России, общество, включая этносоциумы находят пути консолидации, формулируют национальную идею и стратегию развития в рамках евразийского выбора.

    Удается согласовать в ближайшие год-полтора систему континентальной безопасности с Китаем, Ираном, Турцией, при достижении взаимопонимания с США. Смена режима М.Саакашвили и нормализация отношений с Грузией. Позиционирование Сочинской Олимпиады делом всех народов России, особенно Северного Кавказа, черкесов и абхазов. Уточнение реальных проблем кабардинцев, адыгейцев и черкесов и путей их конструктивного решения. Налаживание связей с северокавказскими диаспорами на федеральном и региональном уровнях.

    Так же маловероятен, т.к. слишком серьезны геополитические противоречия между основными акторами и до сих пор нет внятной кавказской политики России: ни внешней, ни внутренней.

    3. Инерционный сценарий. Наиболее вероятен, вялотекущий процесс продолжающий современные тенденции. Постоянные информационные атаки режима Грузии с целью нанести ущерб интересам России и запоздалые ответы на них России. Срыв Олимпиады маловероятен на основе будирования «Черкесского вопроса», определенные удары по международному имиджу и репутации России будут нанесены. Несомненно, будет попытка испортить само впечатление от Олимпиады, от открытия, закрытия и т.д.

    На Северном Кавказе разжечь антиолимпийские настроения вряд ли возможно, если не будут допущены явные просчеты со стороны федерального и регионального руководства.

    Говоря о проблеме деконструкции «черкесского вопроса», нужно иметь в виду, что его нельзя рассматривать изолированно, вне контекста всего российского Кавказа и южнокавказских государств, северокавказских диаспор в Турции и странах Ближнего Востока. Вне этих взаимосвязей частные решения могут потянуть за собой новые и еще более сложные противоречия.

    Если говорить о прогнозах дальнейшей эксплуатации «черкесского вопроса», как способа нагнетания напряженности в северо-кавказском регионе и России в целом в связи с подготовкой и проведением зимней Олимпиады- 2014 в г. Сочи, то противники России будут стремиться удерживать инициативу в информационной войне вокруг Сочинской олимпиады, что будет выражаться во все новых информационных атаках по изменяющимся поводам, имеющим определенную реальную основу, но тенденциозно переосмысленную или абсолютизированную. Реактивная, запаздывающая либо излишне массированная реакция России обрекает ее на поражение в информационном противостоянии.

    Грузия и ее спонсоры будут продолжать направлять усилия на расширение международного признания «геноцида черкесов» как на государственном, так и на неправительственном уровне (страны Прибалтики, новые арабские режимы, реальные и виртуальные черкесские сообщества за рубежом, правозащитные международные организации, исламисты, этнонационалисты атироссийского толка, отдельные политики и деятели культуры). Продолжиться поиск контактов и влияния на отдельных представителей черкесских организаций РФ, привлечение прозападных публицистов (опыт информационной раскрутки Puss Riot).

    Первоначально основной упор будет делаться на моральных аспектах: покаяться за геноцид черкесов царской Россией, признание ответственности РФ как преемницы империи, затем перевод проблемы в международно-правовую сферу.

    С учетом сложившейся ситуации на Ближнем Востоке, тяжелым положением компактно проживающих там диаспор черкесов и других северокавказских народов будет продолжаться будирование проблемы репатриации потомков мухаджиров на исторические земли их проживания в Причерноморье, признание РФ за ними этого права, материальное обеспечение переселения и адаптации в России. Данная информационная атака беспроигрышна, т.к. подобное переселение взорвет этнополитическую ситуацию на Кубани и Северном Кавказе, а отказ дает повод для новых атак на имидж России (аморальная позиция, черкесы и вообще народы Северного Кавказа не равноправны в России, не являются соотечественниками и т.п.). Возможно использование для провокаций спортсменов-черкесов из Турции и арабских стран.

    Неизбежна актуализация «черкесского вопроса» не изолировано, а в более широком контексте, в том числе с использованием «круглых дат» в 2013-14 гг.: антироссийских интерпретаций Кавказской войны (начало, конец, трагические события), последствия Гражданской войны и репрессий 30-х гг. XX века, депортаций 1943-1944 гг., начало Чеченского кризиса (1994г.). Это позволит сформировать образ последовательной геноцидальной политики России на Кавказе как минимум за два последних века. В связи с этим в Грузии и других странах будут проводиться мемориальные научные и общественно- политические конференции с привлечением ученых и политиков из «нейтральных стран» (ЕС), а также России, особенно ЮФО и СКФО. Постоянно будет нарастать поток соответствующих публикаций, в т.ч. в Интернете с ориентацией на отклики молодежи и непрофессионалов, которые легко поддаются коммуникативным манипуляциям. Лобовая конфронтация в ответ, к чему в настоящее время в основном сводится реакция России, будет приводить лишь к легитимации данных проблем.

    Таким образом, в информационную войну будут втянуты все регионы Юга России, что будет позволять постоянно менять направления и тактические цели информационных атак с учетом ответных реакций России.

    Кроме того, системная коррупция и вероятно новая волна кризиса откроют возможность играть в информационном пространстве по поводу противоречий между кабардинцами и балкарцами, карачаевцами и черкесами, абазинами, ногайцами, адыгейцами и казаками, чеченцами и ингушами, осетинами и ингушами, чеченцами и Дагестаном и т.д.

    Самостоятельной целью информационных атак может стать Южнороссийкое казачество (прежде всего кубанское и терское) в связи с его неоднозначными взаимоотношениями в прошлом и настоящем с другими народами Северного Кавказа, его вероятной ролью по обеспечению безопасности Олимпиады.

    Сам «черкесский вопрос» может оказаться отвлекающим маневром (его стали поднимать излишне рано). В этом случае, если основные информационные ресурсы России будут отвлечены на него, последуют другие шаги по срыву или дискредитации Олимпиады во время церемонии открытия, закрытия, постоянных скандалов, обострения ситуации вокруг Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха. Это может произойти непосредственно перед Олимпиадой или в ходе нее.

    Перед российской дипломатией в черкесском вопросе стоит задача блокирования на международной арене законодательных антироссийских инициатив Грузии и попыток с ее стороны объединить антироссийские неправительственные организации.

    Экстремистская и террористическая идеология на Юге России имеет социальную базу, которая определяется резкой демодернизацией региона, огромной безработицей, социальной бесперспективностью для молодежи, коррумпированностью и неэффективностью легальных органов власти и управления, сращивание их с криминалом. В результате сложились социальные условия, когда молодежь готова сама, помимо существующих государственных институтов решать проблемы регионов. Т.к. официальные институты являются российскими, то все пороки системы формируют негативное отношение к самоидентификации части молодежи с Россией и популярность радикальных и экстремистских настроений (и не только в исламских этнических группах). Без урегулирования этих проблем любая идеологическая деятельность будет мало эффективной.

    В сфере идеологии важнейшая задача – формирование общероссийской социокультурной идентичности, выработка целостной системы ценностей современного российского общества и внедрения ее в регионах. Для Северного Кавказа особенно важно формирование общероссийского исторического сознания, деконструкция в профессиональном и обыденном сознании негативных мифов и стереотипов русско-кавказских взаимоотношений и укрепления позитивных. Сейчас историческое сознание народов сегментировано и конфликтно, что и определяет состояние российской идентичности в республиках на Северном Кавказе. Для оптимизации исторического сознания необходима консолидация научного сообщества, консенсус по подходам, принципам, использованию терминологии и т.п. Для этого целесообразно возродить съезды кавказоведов, создать ассоциацию кавказоведов и ассоциацию молодых кавказоведов. Провести дискуссии и принять соответствующие документы. Разработать социально-психологическую программу реабилитации исторической памяти черкесов и других народов Северного Кавказа, переориентировать ее на позитивные исторические взаимодействия и роль в истории России (роль в становлении Древней Руси, бояре Черкасские, вклад в прекращение Смуты XVII в., воины и деятели культуры, совместная воинская доблесть и подвиги и т.д.). Обеспечить внимание федеральных СМИ ко всему пророссийскому в прошлом и настоящем на Северном Кавказе. Адыгские просветители и др. должны восприниматься как общероссийские деятели, а не только местные.

    Использовать возможности ВАК, научных грантов, научных конкурсов, спонсорства и меценатства на поддержку работ по интеграции, взаимовлиянию культур и т.д. Это вполне возможно при рационализации расходования средств, направленных на эти цели. Создание учебно-научно-методического центра для ЮФО и СКФО для мониторинга ситуации в общественно-гуманитарных дисциплинах. Нужны площадки для реальных, а не имитационных дискуссий с радикалами, чтобы не выталкивать их только репрессиями в экстремизм и терроризм.

    Требуется корректировка государственной политики в отношении ислама: не механическая поддержка удобных ДУМ, традиционалистов, а конкретных духовных лидеров, способных к диалогу, работе с иными течениями, лояльными России. Идеологическая работа с радикалами должна учитывать особенности целевых групп. Идеологическая работа с экстремистами и тем более террористами может быть эффективной только после их изоляции и должна быть индивидуальной.

    Применительно к Олимпиаде нужно обозначить ее не только глобальный и российский характер, но и Кавказский, в т.ч. черкесский и казачий колорит (дизайн, костюмы, культурная программа и т.д.). Возможно – провести Кавказские игры, не обязательно только по олимпийским видам.

    В целом же идеологическая работа должна строиться не столько на бессистемных противодействиях, сколько на выработке позитивного исторического общероссийского сознания, российской идентичности, самоидентификации и перспектив решения проблем и развития.

    Все предложенные рекомендации могут дать эффект только при решении общесистемной проблемы России – минимизация коррупции и ее моральных последствий. Без этого все самые рациональные проекты будут сводиться к банальному распилу средств и имитации активной деятельности в соответствующих сферах.

     

    Литература

    1. Попов Э.А., Михайлов С.А. Северокавказская политика режима М. Саакашвили: новые направления антироссийской активности // Стратегии национальной политики. 2012. № 2.

    2. Новостной портал Адыгеи и Северного Кавказа :: www.zihia.net/index.php?newsid=64

    3. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Об исторических аспектах черкесского вопроса // Олимпийские игры и информационные войны («Черкесский вопрос» накануне зимних Олимпийских игр в Сочи). Ростов-на-Дону, 2012. С. 6-29.

    4. Remarks H.E. Mikheil Saakashsvili, President of Georgia on of the United Nations Genera New York, September 24, 2009 г. // www.un.org/en/g

    Предыдущая страница21 мая 2013 года в Сочи прошла рабочая встреча Президента Республики Южная Осетия Л. Х. Тибилова с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Следующая страницаКавказская война и черкесский вопрос в исторической памяти и мифах историографии