E-Mail: unitedossetia@gmail.com

 

  • «ДЕКЛАРАЦИЯ Международного общественного движения «Единая Осетия»
  • «Леонид Тибилов: осетинский народ должен быть объединен»
  • «Распад государства и Кавказ, Каспий и Средняя Азия связаны войной»
  • РАДИОТОЧКА.kz :: В Вильнюсе 28-29 ноября пройдет саммит стран программы Евросоюза «Восточное партнерство»Опубликовано: Медиапортала «Радиоточка» (Казахстан)19.11.2013.

    В Вильнюсе 28-29 ноября пройдет саммит стран программы Евросоюза «Восточное партнерство». Программа «Восточное партнерство» инициирована в 2009 году на саммите ЕС в Праге для создания условий «ускорения политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции».

    Участниками программы с самого начала стали шесть бывших советских республик: три в Восточной Европе (Белоруссия, Молдавия, Украина) и три на Южном Кавказе (Азербайджан, Армения и Грузия). Россию тоже приглашали, но она отказалась.

    Главным событием грядущего вильнюсского саммита должно было стать подписание Киевом соглашения об ассоциации с Евросоюзом, пишут аналитики российского бюро Deutsche Welle. До недавнего времени Украина считалась флагманом среди стран-участниц «Восточного партнерства». Правительство в Киеве получало самую большую финансовую помощь (по официальным данным ЕС, около полумиллиарда евро за период с 2007 по 2010 гг.) Это вдвое больше, чем Молдова и втрое больше, чем Грузия.

    Украина первой завершила переговоры о соглашении об ассоциации с ЕС, которое предполагает и создание зоны свободной торговли. Это произошло в конце 2011 года. Но процессы и обвинительный приговор в отношении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, а также уголовные дела, по которым в качестве обвиняемых проходили другие оппозиционеры, вызвали критику в ЕС. Брюссель в 2012 году отложил утверждение окончательной редакции документа.

    О грядущем вильнюсском саммите, возможностях интеграции стран постсоветского пространства с Евросоюзом и о будущем развитии Евразийского экономического союза «Радиоточка» побеседовала с заместителем директора Центра стратегической конъюнктуры, специальным представителем Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа Михаилом Черновым.

    – Как вы оцениваете последствия начавшегося процесса евразийской интеграции для Кавказа и Закавказья? Возможно ли уже на данном этапе выделить плюсы и минусы евразийской интеграции для этого сложного региона?

    – О последствиях говорить пока рано. Интеграция закавказских государств в Таможенный союз и вслед за ним в Евразийский экономический союз начнется лишь в следующем, 2014 году. Процесс будет растянут во времени и займет в Закавказье не менее 2-3 лет. Что касается плюсов: вновь будут сшиты в единое целое пространство инфраструктура и экономика, создана основа для появления в будущем нового евразийского союзного государства в Евразии. Что касается минусов, то их не существует. Просто потому, что собирание вокруг России народов Евразии – объективный процесс. Усидеть на двух и более стульях больше никому не удастся, в том числе и государствам Закавказья.

    – Как на ваш взгляд, уже влияет на Закавказье и Кавказ идея заключения договоров об ассоциации с ЕС Арменией, Грузией и Украиной на вильнюсском саммите «Восточного партнерства»? К каким последствиям для региона приведет заключение такого договора Грузией, если это произойдет? Каковы могут быть последствия для региона противостояния между Таможенным союзом и ЕС, которое уже наметилось в ходе подготовки к вильнюсскому саммиту «Восточного партнерства»?

    – Идея заключения договоров об ассоциации с ЕС носит исключительно деструктивный характер для всех государств и обществ, вовлеченных в эту затею. Что касается Армении. Руководство республики в лице президента Сержа Саргсяна заявило о том, что страна планирует войти в Таможенный союз. Президент России Владимир Путин заявил, что соответствующее политическое решение уже принято. На этом фоне внешние силы в лице США и Евросоюза пытаются не допустить вступления Армении в Таможенный союз или как минимум затянуть вступление вопреки позиции народа и руководства республики. В Армении вполне реальна угроза «оранжевого сценария». И там среди оппозиции достаточно подготовленных кадров для его реализации. Прежде всего я бы отметил партию «Наследие» бывшего министра иностранных дел, гражданина США Раффи Ованнисяна и его политических союзников.

    Помимо поддержки из США и ЕС, в том числе по линии неправительственных фондов, по данным армянских СМИ, Ованнисян в ходе избирательной кампании 2012-2013 гг. получал поддержку из Великобритании и Турции. Руководство Армении пока еще может не допустить разворачивания такого сценария. Для этого необходимо ограничить возможности по предоставлению оппозиции организационной и финансовой помощи извне, а также в кратчайшие сроки согласовать и ратифицировать пакет документов по вступлению в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

    Что касается Украины и Грузии, то заключение ассоциации с ЕС приведет к самым негативным последствиям для этих государств. Об экономических последствиях для Украины не говорит сейчас только ленивый. Но будут и политические последствия. На днях советник президента РФ Сергей Глазьев заявил, что юридическим следствием подписания соглашения об ассоциации с ЕС станет новый пересмотр границ между двумя государствами. Москва, конечно, не будет выставлять территориальных претензий Украине на следующий день после подписания соглашений, но Киев предупредили.

    Заключение договора об ассоциации между ЕС и Грузией будет иметь для Тбилиси самые серьезные последствия уже в 2014-2015 гг. При «тихом» правлении Бидзины Иванишвили республика продвинулась в НАТО и сблизилась с Евросоюзом куда более тесно, чем при воинственном Михаиле Саакашвили. Новые президент и премьер-министр Грузии Георгий Маргвелашвили и Ираклий Гарибашвили вне всякого сомнения продолжат эту линию. В этих условиях будет найдена правовая формула вхождения в Таможенный союз независимых республик — Абхазии и Южной Осетии – с пересмотром и расширением границ последней. России необходим сухопутный выход к военной базе в Гюмри, к союзной Армении и порту Батуми. Это значит, что ассоциация с ЕС обернется постепенным превращением Грузии в конгломерат евразийских регионов, как, впрочем, и Украины. Во многих регионах — украинских и грузинских регионах — население и местное руководство выскажется за нахождение в едином пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

    – И все-таки, будет ли на деле происходить усиление позиций ЕС в регионе или речь идет только о раскачивании ситуации в регионе без появления в нем позитивных импульсов из Евросоюза? Зачем ЕС вообще стремится в Завказказье и на Кавказ в целом?

    – Из ЕС нет и не может быть позитивных импульсов. На практике политика ЕС ведет к подавлению остатков экономического и политического суверенитета, тотальному захвату рынков и деиндустриализации. Европейские чиновники в случае с Украиной даже не пытаются скрыть или дезавуировать именно такой сценарий. Что касается Закавказья, то ЕС во главе с Германией стремится ровно к тому же, к чему стремилась объединенная Европа 70 лет назад – прямому военному выходу к ресурсам и прямому контролю над путями их транспортировки. И в этом ЕС поддерживают США, которые в отличие от европейцев крепко держат руку на пульсе ситуации в регионе.

    – Азербайджан отказывается подписывать договор об ассоциации с ЕС. Азербайджан не идет и в Таможенный союз. Насколько долго может продлиться эта «блестящая изоляция» самой богатой страны Закавказья? На что рассчитывает Азербайджан? Каковы могут быть последствия его политики для региона?

    – Отказ Азербайджана от подписания договора об ассоциации с ЕС свидетельствует об осторожной и взвешенной политике азербайджанского руководства. В случае с Баку то же самое можно сказать и о позиции Азербайджана по отношению к Таможенному союзу. В Баку будут дистанцироваться от ТС, пока тот не наберет силу и не трансформируется в новое союзное государство Евразийский союз народов (ЕСН). Азербайджан нужен Евразийскому союзу, и он имеет все шансы войти в новое государство на особых, привилегированных условиях. Хорошее будущее Азербайджана может быть поставлено под вопрос, только если в регионе по вине Баку прольется кровь и будет развязана война. Но я уверен, что азербайджанское руководство этого не допустит.

    – Вернемся к Армении. Республика отказалась подписывать договор об ассоциации с ЕС и провозгласила стремление вступить в ТС. Армения — страна, откуда ушла значительная часть населения и где существует угроза реальной войны со своим традиционным региональным противником. Что даст Армении Таможенный союз? Каково может быть место Армении в ТС? Что даст Армения Таможенному союзу? Возможно ли добиться существенных позитивных изменений вокруг и внутри Армении благодаря ТС?

    – Вступление Армении в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана приведет к росту инвестиций в республику. В течение двух лет будет открыто прямое транспортное сообщение с РФ (авто- и железнодорожное) через территорию РСО-А и РЮО (Республика Северная Осетия-Алания и Республика Южная Осетия — прим. ред.) после соедиения Северо-Кавказской железной дороги с Закавказской железной дорогой через Большой Кавказский хребет и прямой выход к порту Батуми в Аджарии. Кроме того, через республику пойдет часть российского и казахстанского транзита в Иран, что позволит избежать двух перевалок грузов в каспийских портах. Значительно снизятся риски внешних военных угроз и возникновения внутренней нестабильности. Армения даст ТС квалифицированные и трудолюбивые кадры, транзитные возможности, хорошие условия для развития хай-тека и науки в интересах республики и новой большой страны.

    – Вы много занимаетесь не только Кавказом и Закавказьем, но и Центральной Азией. Каковы, на ваш взгляд, могут быть последствия для ЦА от происходящих сейчас в Закавказье трансформаций, вызванных подготовкой к саммиту «Восточного партнерства» в Вильнюсе и процессом евразийской интеграции?

    – Казахстан и государства Средней Азии будут внимательно наблюдать за тем, как Россия справится с вызовом со стороны ЕС и части элит постсоветских стран, насколько быстро и эффективно будет интегрирована Армения. Из всего этого будут сделаны соответствующие выводы, которые могут привести к ускорению или же наоборот замедлению процесса вхождения среднеазиатских стран в Таможенный союз и складывания Евразийского союзного государства. В целом же я думаю, что Киргизия, а затем и Таджикистан войдут в ТС в течение полутора-двух лет. Бишкек будет принят достаточно быстро после завершения вывода американской базы из аэропорта «Манас». Ситуация в Узбекистане может значительно осложниться, и базовой моделью по инкорпорации республики в ТС станет модель евразийских регионов.

    – Насколько тесно связаны между собой кризисные зоны в Центральной Азии и Кавказе-Закавказье? Как евразийская интеграция может повлиять на эти конфликтные пространства в ближайшие годы? К чему надо готовиться?

    – Непосредственно конфликтные зоны на Кавказе и в Средней Азии не оказывают друг на друга влияния. Это не только разные регионы – это разные миры. Значимость Кавказа несопоставима со значимостью для будущего Евразийского союза и России Средней Азии. Средняя Азия – важней. Однако есть и нечто общее. Сценарии развития событий прорабатываются в США и реализуются американцами, их союзниками, клиентами и доверенными лицами и там, и там. Соответственно, возможна и синхронизация событий – например, одновременное торпедирование евразийского выбора Армении и Киргизии, синхронное инициирование военных конфликтов. Но Евразийский союз народов состоится в любом случае, и в наших интересах, чтобы туда вошли сильные Армения, Киргизия и Таджикистан.

     

    Сергей Симанов

    Предыдущая страницаУ Тбилиси нет возможности реализовать силовое решение вопроса «территориальной целостности страны» Следующая страница"Кавказская политика" :: Все партии Южной Осетии выступают за сближение и единство с Россией