ФОТО: Вид на север-запад Трусовского ущелья: ru.wikipedia.org
Алина Туаева
Родину, как известно, не выбирают. Она дается человеку от самого рождения, как что-то самое родное, близкое, бесценное и незаменимое. И вовсе не случайно дано земным людям это великое, магическое и всесильное чувство любви к родной земле. Ибо только благодаря этому светлому, благоговейному чувству каждый народ способен бережно охранять и защищать свое Отечество.
Трусовское ущелье, наряду с Гудским ущельем и Кобинской котловиной, является родиной для представителей 65 осетинских фамилий.
Сегодня для выходцев из 33-х осетинских сел, их родина – стала для них недоступным зарубежьем. Причиной этому были и историческая несправедливость, и недальновидность российских политиков, и коварные перипетии судьбы.
Если взглянуть на физическую карту Осетии, можно увидеть, что указанные ущелья расположены между Главным и Боковым хребтами Кавказских гор. Наряду с Мамисонским и Закинским ущельями, Нарской и Зарамгской котловиной Трусовское и Гудское ущелья и Кобинская котловина также относятся к Центральной Осетии. Но, между тем, вопреки логике и справедливости, они входят в состав Грузии. В то время как эта земля никогда грузинской быть НЕ МОГЛА, так как грузины на ней попросту никогда не жили. Нет ни одного доказательства их пребывания в этих краях даже в прошлом.
Хотя, археологические раскопки в этих ущельях никогда и не велись, но, даже судя по надземным строениям: башням, замкам, комплексу оборонительных и хозяйственных построек, древним захоронениям, сохранившим в преданиях название «царциаты инганта», – можно с уверенностью говорить о наличии здесь единственного народа, издревле жившего в этих местах – осетин и их далеких предков.
Подтверждением этого могут служить и предметы Кобанской культуры, найденные у сел. Казбеги и в сел. Ухат. Уникальные находки в Гудском ущелье черепов с наличием бронзовых пластин, говорящие о высочайшем уровне культуры и искусства их создателей – предков осетин. А, кроме того, историкам, изучающим Древний мир, известны племена, жившие на Кавказе в 16-14 веках до н.э., носящие имя «Тырсы». (Что соответствует осетинскому названию Трусовского ущелья – Тырсыгом).
По свидетельству античных авторов – Геродота, Страбона, Плиния, предки осетин – скифы – пришли на Кавказ через Даръяльское ущелье в 7 веке н.э. Как гласят предания, Трусовское ущелье 7 раз опустошалось и заселялось вновь. Так, в конце 4 века причиной массового ухода алан в горы явилось нашествие гуннов. Впоследствии в 5-7 веках аланы стали строить здесь свои замки и укрепления. Новая массовая миграция была вызвана разгромом алан в 1395 г. полчищами Тимура. Тогда вновь опустело Трусовское ущелье. И лишь в 15 веке здесь обосновались предки современных осетин. По сведениям Вахушти Багратиони в 17 веке в Трусовском ущелье было уже 8 осетинских селений. К тому времени и относится большинство древних строений, сохранившихся здесь.
Протяженность ущелья 30 км. В нем до недавнего времени было 13 осетинских сел, в которых отчасти или полностью сохранилось 25 башен и замков, 15 святилищ (среди которых: Таранджелоз, Аларды, Саниба, Уацилла, Мады Майрам, Уастырджи, Рагъы дзуар и др.). В селах только Трусовского ущелья проживали представители 52 осетинских фамилий, выходцев из различных ущелий Северной Осетии.
Наряду с Трусовским ущельем с незапамятных времен жили осетины и в соседнем, Гудском ущелье, в котором было 11 сел и в Кобинской котловине, насчитывающей 9 сел. В 40-е годы прошлого века (до принудительного выселения с гор на плоскость в 1944 г., в связи с освобождением ингушских земель) осетинское население Казбегского района составляло около тысячи семей и проживало в более чем 700 домах. Кроме осетин в 33-х осетинских селах указанных ущелий никогда никто не жил.
Но, между тем, они относятся к Казбегскому району Грузии. Эта грубейшая ошибка и историческая несправедливость были впервые допущены еще в царское время. Так, по сведениям Ю. Гаглойти: «В результате административных реформ русского правительства деление Осетии на Северную и Южную, имевшее в своей основе географический фактор, стало приобретать и административный смысл. В соответствии с этими реформами в середине 19 века северные осетины составили так называемый Военно-Осетинский округ, с центром во Владикавказе. Южная же часть осетин, вместе с Трусовским ущельем и Наро-Мамисонской котловиной, была включена в Грузино-Имеретинскую губернию, позднее преобразованную в Тифлисскую и Кутаисскую губернии. Но, в 1859 году, территории Нарского и Мамисонского ущелий вновь присоединили к Военно-Осетинскому округу. Однако Трусовское ущелье осталось в составе Тифлисской губернии (Душетский уезд), хотя составляло органическую часть Центральной или Срединной Осетии».
Сыграло свою роль и строительство Военно-Грузинской дороги, проходившей через указанные территории. Для удобства царских чиновников, все населенные пункты, прилегающие к ней, были отнесены до Казбеги – к Владикавказу, а после – к Тифлису. Вот так, словно карты в колоде, эти земли делились и перекидывались в различных вариациях, сначала царским правительством, а затем с тем же бездушным самоуправством, и советской властью – в 1922 году. При этом никто из них никогда не интересовался мнением самого народа, населяющего эти земли.
А между тем, добровольно присоединяясь к России, жители Трусовского и Гудского ущелий и Кобинской котловины давали клятву верности именно России, а не Грузии. Которая теперь, решив выйти из ее состава, почему-то прихватила с собой и никогда ей на самом деле не принадлежавшие земли.
В царское время юридическая принадлежность Грузии никоим образом не отражалась на жизни осетинских сел. В советское время – населению стало навязываться подчинение грузинскому руководству района, но и это ничем не нарушало привычного уклада жизни и быта осетин. (Которые, кстати, всегда свято охраняли чистоту своей нации. И, за время многолетнего соседства с грузинами, никогда с ними не вступали в брак).
Чего уже нельзя сказать о постперестроечном времени и окончательном отделении Грузии от России. Район с некогда процветавшим колхозом в одночасье обнищал. В осетинских селах сегодня нет никаких признаков цивилизации: ни медпункта, ни магазина, ни почты – ничего. Вся надежда жителей на Владикавказ, от которого их отделяет всего 54 км. Но между ними теперь стоят граница и таможня, со всеми вытекающими последствиями. (Хотя, жители всего Кабегского района имели льготные условия для пересечения границы, именно на основании проживания в приграничной зоне, в упомянутых ущельях, граждан России – осетин).
А в довершение ко всему 8 июля 2006 года Военно-Грузинскую дорогу российское руководство и вовсе решило закрыть. Прочно и надолго.
Осетины, находившиеся в это время в своих отчих домах, но в пределах административных границ Грузии, со своими российскими паспортами, поскольку все они являются гражданами России,- оказались заложниками политических игр между Россией и Грузией. Так как обратно в Россию их не выпускала теперь уже Грузия. В таком же положении оказалось и грузинское население Казбегского района, поскольку их жизнь тоже в большей степени зависит от Северной Осетии, которая находится от них всего в 40 км, а не от Тбилиси, до которого надо ехать 150 км. К тому же, в зимние месяцы бывает закрыт Крестовый перевал, через который только и можно добраться до собственно Грузии. Дорогу через Ларс после настойчивых требований и митинга у Дома правительства во Владикавказе, как осетин, так и грузин, живущих здесь, все же окрыли в сентябре, но всего лишь на 3 дня, чтобы люди, оказавшиеся по разные стороны границы, смогли, наконец, перебраться к месту основного жительства.
В осетинских селах остались, в основном, только пожилые люди, не пожелавшие покидать свои дома, дети которых живут и работают во Владикавказе. И можно себе представить, как тяжело им придется зимовать в нынешних условиях, без материальной и моральной поддержки родных, без возможности общения, в полнейшей изоляции. Так как Грузия, устремившая взоры за океан, уже давно перестала быть «советской» территорией, на которой все были равны и жили дружно, уважая интересы друг друга. Теперь же их вовсе перестали волновать интересы и проблемы осетин, более того, они ждут, не дождутся, когда осетины, устав от бесконечных неурядиц, покинут эти земли. Россия тоже напрочь «забыла» о существовании чисто осетинского населения в составе Казбегского района. Сейчас, когда поднимается вопрос о признании независимости Южной Осетии, не упоминается проблема указанных ущелий, так как они не входят в состав Южной Осетии в силу своей обособленности. А от Северной Осетии их отделяют всего лишь несколько ныне грузинских сел. Чтобы понять, почему «ныне», необходимо обратиться к истории.
Начнем с того, что путь через Даръяльское ущелье ( «Врата алан») издревле контролировался аланами, их предками, и потомками – в лице князей Дударовых и Слоновых. За Дарьяльским ущельем следует Арвыком, что в переводе с осетинского обозначает «ущелье неба». Здесь находится древнее святилище «Аларды», которому поклоняются осетины и во всех других ущельях Осетии. Затем, в 40 км от Владикавказа находится районный центр Казбеги, в котором по преданию, в конце 18 века поселился осетинский генерал, выходец из Дигорского ущелья, по имени Казбек. Об этом сохранилась запись в газете «Терские ведомости» за 1830 год:
« Управляющий горскими народами здесь генерал-майор нашей службы, родом из осетинской фамилии, называющий себя громким именем Казбека. Он умер в 1817 году». Интересна еще одна цитата из газеты «Кавказ» за 1855 год: «В ущельях, прорезающих предгорья Кавказского хребта и по Военно-Грузинской дороге, разделяющей этот хребет на две части, гнездятся осетины, потомки древнейших обитателей Кавказа – ассов, или оссов».
Как гласят предания, в земли, ныне заселенные грузинами-мохевцами, после князя Казбека направлялись за какие-то провинности в ссылку представители разных народов: грузин, осетин, ингушей или кто-то нанимался в чабаны и оставался здесь жить. Так, в течение всего лишь двух столетий – 19 и 20 в.в., здесь проживают мохевцы, а территория, испокон веков заселенная осетинами протяженностью в сотню километров, стала по роковому стечению обстоятельств именоваться территорией Грузии. В то время как истинная Грузия начинается от г. Мцхета , где в долине реки Арагвы, по сведениям путешественника К.Коха, еще в 1837 г. находилась «крепость Мтиулети-кари, т.е. Ворота Мтиулети для защиты прохода в Ананури».
А теперь совершим небольшой экскурс в осетинские земли. Казбегского района.
В 15 км от Казбеги находится первое современное осетинское селение Коби (название которого на осетинском «Къоб» – происходит от имени скифского божества). Кобийская котловина находится на пересечении 4-х ущелий: Хевского, Байдарского Трусовского и Ухатского. По преданию первыми здесь поселились Кобловы (по имени первопоселенца – Кобыла, из фамилии Хетагуровых), переселившегося из с.Нар Туальского ущелья. Они дали и название протекавшей здесь реке – Наруандон. Затем было заселено с.Ухат – фамилией Батаевых из Трусовского ущелья и еще позднее – с.Коби Туаевыми, выходцами из с. Бурмасыг Трусовского ущелья, куда они в свое время переселились из с. Сатат Мамисонского ущелья. Коби является самым «молодым» селением по сравнению с селами Трусовского и Гудского ущелий.
В Коби до 1937 г. на поляне за селом были древние захоронения. Сильнейшее наводнение в том году размыло берега, обнажив могилы и уничтожив большую часть некрополя. Сегодня местные жители называют его остатки «цыртыта», т.е. «памятники». По свидетельству старожилов и судя по размерам захоронения, здесь было когда-то достаточно большое поселение. Найденные в могилах предметы указывали на их принадлежность предкам осетин. Однако, ничего не известно о времени их жизни здесь, поскольку этого не знали и первые поселенцы – предки современных кобинцев, появившиеся в этих местах 400 лет назад.
Достопримечательностью Коби является древнее святилище Къобы дзуар. Современное помещение было выстроено в более позднее время в стиле небольшой средневековой церкви. До 1913 года сохранялись остатки древнего сооружения, когда-то представленного двумя круглыми башнями, соединенными аркой. По словам старейшины села, Павла Касаева, арка была взорвана войсками неприятеля. И сегодня от древнего капища сохранились только остатки былых башен.
Гордостью Коби являлась также школа, построенная жителями-тружениками осетинских сел в советские годы. Инициатором создания этой школы был родной брат прославленного осетинского ученого – лингвиста Васо Абаева , Симон Иванович Абаев (Коби является их родиной). Эта школа была уникальной даже в масштабах всего Советского Союза. Она называлась – «Школой коммунистической молодежи». В ней учились выходцы из близлежащих ущелий. При школе имелись собственная ферма и земельный участок. Школьники учились, сообща обрабатывали землю, доили коров, то есть существовали как самостоятельное хозяйство. Школа была изначально восьмилетней и занимала небольшое здание. В 1933 году по настоянию того же Симона Абаева, Пауле Салбиева и, ставшей впоследствии первой женщиной – профессором, Ольгой Туаевой (уроженкой с. Ухат), было получено разрешение на строительство капитального здания, которое было сооружено силами местных жителей и специалистов-строителей в 1935 году. Это здание и сегодня невольно привлекает к себе внимание своим величием и красотой.
Яркой страницей жизни осетинских сел были годы коллективизации. В начале 30-х годов здесь было 6 колхозов, причем вступали в них добровольно. В этом районе не было раскулаченных и репрессированных, так как народ жил очень дружно. Во время войны колхозы объединили, и их осталось 3. Только в колхозе Трусовского ущелья было 30 000 голов овец, в Кобинском – 24 000, в Гудском – 11 000. К 1953 году поголовье выросло до 80 000 голов овец, 300 голов крупного рогатого скота, кроме того, была конеферма. Скотоводство было отгонным. Зимой отары перегонялись в с. Кизляр. Летом овец доили и изготавливали знаменитый Кобинский сыр, за изысканный вкус которого кобинцы и трусовцы неоднократно получали различные медали и награды, в том числе из рук английской королевы.
Безусловной гордостью являются также минеральные источники, с помощью которых в советское время здесь излечивались от болезней желудка, печени и легких многочисленные гости, приезжавшие сюда укрепить здоровье.
По свидетельству краеведов, здесь, в Коби и Трусовском ущелье, имеется около 40 видов различных нарзанов. А в сел. Четырс Трусовского ущелья течет целая река, по химическому составу не уступающая знаменитой «Боржоми». На этой реке стояли 7 мельниц, т.к. вода в ней не замерзала даже студеной зимой. Великолепно бурлящее нарзанное озеро, находящееся в долине Аршыком в Трусовском ущелье. А напротив него, словно причудливые розовые ледники – травертиновые отложения минеральной воды, текущей по склону горы и оставляющей эти удивительные по красоте извилистые ступени.
Достопримечательностью ущелья, безусловно является средневековая крепость Четоевых, описанная историком Ф.Гутновым, «расположенная на естественном скальном выступе на левом берегу Суатисдон, у ее впадения в Терек ( кстати, также берущий свое начало в Трусовском ущелье. Прим.- А.Т.). Природа хорошо позаботилась об обороне Четойтыхъау – подступы к нему чрезвычайно крутые. Вершины и все склоны застроены оборонительными и хозяйственными сооружениями, примыкающими друг к другу. В совокупности они представляют стройную оборонительную систему. Неподалеку, на кладбище «Четойты уалмард» найден аланский надгробный крест с сирийско-несторианским письмом на осетинском языке, датированный 1326 годом».
Кроме того, великолепные башни сохранились в Трусовском ущелье также в селах: Абана, Бурмасыг, Хъаратыхъау, Джимара, Мна, Ногкау, Суатис и многих других.
Что же касается Гудского ущелья (Хъудыком), родины Сека и Цомака Гадиевых, находящегося за Крестовым перевалом, то осетины уже давно покинули его и можно с болью в душе констатировать тот факт, что эти земли для нас уже потеряны. Потеряны для нашей культуры бесценные свидетельства древней жизни здесь наших предков: башни, святилища, некрополи, старинный храм Пресвятой Богородицы. Все это теперь в руках не наследников создавшего их народа, а в руках людей, для которых чужая история никогда не станет святой и бесценной, которые будут безжалостно уничтожать память о когда-то жившем здесь народе.
Сегодня осетинская земля за Крестовым перевалом стала зоной туризма для Грузии. Здесь расположена известная горно-лыжная база Гудаури, строятся коттеджи западного образца, приезжают туристы со всех концов света. В то время как выходцы из этого ущелья, фамилии Гадиевых, Кабановых, Цгоевых, Самовых, Рубаевых, Дзиваевых, Сокуровых, Дулаевых, Такаевых и других не могут попасть на свою историческую родину, потому что она теперь – ЗА границей.
По признанию самих грузин, сегодня для жителей больших городов Грузии стало очень модным выезжать на прогулку в Трусовское ущелье. Очень много появляется желающих приобрести эти земли. До сих пор осетины не продавали свои дома и башни отцов грузинам. Но, за последние 2 -3 года, кое-кто это все-таки сделал в сел. Базилан, а некоторые покинутые дома грузины заселили самовольно. И причиной этому становится все более усложняющееся сообщение между Россией и Грузией. При котором Трусовское , Гудское ущелье и Кобинская котловина, стали в одночасье оторванной от Осетии, сиротливо заброшенной и всеми забытой землей.
P. S.: Более обстоятельного и подробного анализа проблемы указанных ущелий можно ждать от историков и политиков. Что же касается людей, для которых эта земля – не просто точка на карте, а их неизбывная боль и бесконечная любовь, – то они хотели бы знать, почему никогда и никем в Осетии данная проблема не поднимается и не обсуждается? Почему в указанный район, со времени распада Союза, не выезжала ни одна правительственная комиссия из Северной Осетии, чтобы узнать об условиях жизни своих граждан?
Так как, еще раз напомним, осетинское население Казбегского района имеет российское гражданство, и вся его жизнь, с давних пор и по сей день, связана только с Владикавказом, к Тбилиси же оно никогда не имело никакого отношения.