PHOTO: Max Avdeev: Russian and South Ossetia flags in Tskhinvali, capital of South Ossetia. November, 2006: http://www.flickr.com.
Опубликовано: ОСинформ. 14.10.2013.
Со дня образования политической партии «Рæстаг Ир» («Справедливая Осетия») мы неустанно говорим о том, что за двадцать лет переговоров ни Республике Южная Осетия, ни Российской Федерации не удалось поставить процесс признания независимости РЮО на строгие политико-правовые рельсы, с широким участием международных правовых институтов. Правовой формат переговоров исключает военное решение политического конфликта. Чрезмерная слабость правовых компонентов в переговорах, а к началу августовской агрессии и полное их отсутствие, облегчили Западу, в первую очередь, США прямое вмешательство в процессы за «территориальную целостность» Грузии. С 1992 года осетинские власти пошли по пути сворачивания юридических аспектов конфликта. И спустя 20 лет с начала политических переговоров политики Осетии и РФ почти не реагируют на недопустимость определения РЮО в качестве «сепаратистской». Такая характеристика, не имеющая под собой юридических оснований, позволяет Грузии при поддержке ее сторонников прибегать к насилию в отношении «сепаратистов». Она ведет все процессы к политико-правовому провалу, так как «сепаратизм» является худшей формой определения страны, власти и населения. Он исключает возможность конструктивной защиты безопасности страны в международных институтах.
С 1992 года все страны-члены ООН признали Россию правопреемником СССР. И нет решений, утверждающих иное. Верховный Совет РФ 15 марта 1996 года принял решение, в соответствии с которым являются противозаконными определение «сепаратизма» РЮО и обвинения РФ в «оккупации». Ниже приводятся основные юридические нормы, в соответствии с которыми обвинения Республики Южная Осетия в сепаратизме противозаконны как по нормам права РФ, так и по нормам международного права. Официальные лица и организации, поддерживающие эти противозаконные обвинения, подлежат судебному преследованию.
3 апреля 1990 года Верховным Советом СССР принято Постановление № 1409-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», где в статье 3 сказано: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».
Верховный Совет СССР поставил на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР вопрос о соответствии принятых в связи с проведением референдума актов высших органов государственной власти республик, ограничивающих права граждан СССР, Конституции СССР и законам СССР.
3 апреля Комитет конституционного надзора СССР подтвердил своё заявление от 5 марта о том, что любые акты высших органов государственной власти республик, прямо или косвенно препятствовавшие гражданам СССР свободно участвовать в общесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, противоречили Конституции СССР.
Партия “Раесаег Ир” признаёт, что по референдуму от 17 марта 1991 г. формально законными признаются следующие юридические решения:
1. Постановление Верховного Совета СССР от 21 марта 1991 года № 2041-I «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года», в котором отмечено:Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путём референдума в поддержку обновлённого Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР».
2. Итоги референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года узаконены через пять лет в России: 15 марта 1996 года.
Государственная Дума Российской Федерации, опираясь на ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», в которой говорилось: «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР», приняла постановление (№ 157-II ГД) «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». В постановлении отмечено, что поскольку другого референдума по вопросу существования СССР не проводилось, результаты этого референдума формально сохраняют юридическую силу.
Таким образом:
1. Южная Осетия законно участвовала в референдуме 17 марта 1991 года о сохранении СССР. Грузинская ССР, в нарушение закона, не приняла участие в референдуме, тем самым заявив о своем сепаратизме.
2. Постановлением от 21 марта 1991 года Верховный Совет СССР узаконил результаты референдума 17 марта 1991 года, и любые акты против этого Постановления после 21 марта 1991 года являются преступными.
3. Уже 31 марта 1991 года в нелегитимной новообразованной «Грузии», законной только в правовом поле СССР в качестве Грузинской ССР, прошел незаконный по законам СССР сепаратистский референдум. В силу преступности этой незаконной акции Южная Осетия в нем не участвовала.
Признавая законность Референдума 17 мая 1991 года и решения Верховного Совета РФ от 15 марта 1996 года, отмечая признание членами ООН за Россией статуса правопреемника СССР, политическая партия «Рæстаг Ир» заявляет: все, кто называет РЮО сепаратистом, а Россию оккупантом, должны нести ответственность перед законом, как в самой России, так и в странах-членах ООН.
С сожалением приходится констатировать, что политические руководители РЮО за все время существования проблемы не достигли прогресса в этом важном правовом вопросе. Это наносит ущерб авторитету РЮО, создавая сложности для ее международного признания. Вновь отмечаем: защита РЮО от незаконных обвинений в сепаратизме, откуда бы они ни исходили, является прямой конституционной обязанностью политического руководства Южной Осетии. Отмечаем, что «сепаратизм»
РЮО является основанием для обвинений РФ в «оккупации». Надеемся, что такие незаконные обвинения будут впредь по закону пресекаться.
Следуя справедливому утверждению Президента РФ В.В.Путина (NewYorkTimes, 12 сентября 2013): «закон – есть закон, и мы должны следовать ему, нравится он нам или нет», партия «Рæстаг Ир» обращается к РФ и РЮО, ко всем партиями, политическим деятелям и соотечественникам, признающим ценность права и закона с призывом добиваться осуждения подобных незаконных обвинений РЮО, откуда бы они ни исходили.